Магические и священные

 

НАЧАЛО ИСТОРИИ. ЕГИПЕТ.

Конечно же, кошки были известны людям и раньше. Они соседствовали с человеком с тех пор, как он начал вести оседлый образ жизни. Кошки – не кочевники; им нужен дом, очаг, амбар с мышками и человек рядом. А бегать по оазисам за стадами – удел собак. Но люди кошек в то время за богов не почитали, а значит, не считали целесообразным оставлять свидетельства их существования. Первые доказательства наличия культа кошек появились в Древнем Египте, поэтому и нашу историю мы начнем с этого времени.

Процесс приручения дикой кошки начался рано и длился довольно долго. Как сказано в книге позапрошлого века: «…чтобы до такой степени приручить это животное к человеку и сделать вполне домашним – так как домашняя кошка не дичает и постоянно снова возвращается домой – этого мог добиться только египтянин, и на это потребовались тысячелетия». Но почему «только египтянин»? Да потому, что египтяне первыми обратили внимание на необычные, почти мистические способности этого независимого создания и к приручению подходили с позиции любви, терпения и понимания, а не жесткой дрессуры. Необыкновенная наблюдательность и постоянное изучение психологии поведения позволило нашим далеким предкам сделать гордых кошек домашними любимцами и помощниками человека: они не только спасали урожай, борясь с грызунами (древнейшая миссия кошки), но и помогали охотиться на рыбу и дичь. Египтяне использовали кошек вместо собак. На сохранившемся барельефе из гробницы в Саккаре (город мертвых) запечатлен момент такой охоты: охотник плывет по реке, отталкиваясь шестом, а рядом, в густых зарослях папируса крадущиеся кошки подбираются к птичьим гнездам. Они не хуже охотничьих собак отыскивали и приносили добычу хозяину. Ну и кто скажет, что собаки умнее кошек?

Не последнюю роль в одомашнивании сыграло и отношение к кошкам как к магическим, священным, таинственным существам. По меткому замечанию Геродота, богов в Древнем Египте было не меньше, чем людей. А если вспомнить, что фараоны имели божественное происхождение, то, пожалуй, и больше. И все боги обладали способностью принимать облик того или иного животного и в таком виде приходить на землю. Египтяне также верили, что в животных же могут перевоплощаться души умерших людей. Поэтому отношение к братьям нашим меньшим было покрыто завесой таинственности и мистицизма. Жрецы окружали себя большим количеством пушистых мурлык. Они знали нечто большее, чем мы сегодня, считая кошку символом магнетических сил природы, источником астрального огня, символом Вечности. Посмотрите на свернувшегося клубочком спящего кота – его голова и хвост соприкасаются – чем не Великая Змея Жизни? Вот только змей в Египте не особо любили, считая символом зла, прислужниками Тьмы, поэтому олицетворением Вечности и Непрерывности Времени была Великая Кошка. И только в Средние века все стало с точностью до наоборот. А жрецы Древнего Египта не только черпали свои магические силы из того огня астрала, который так любят дарить кошки, но и использовали их как природных целителей, излечивающих от многих заболеваний и способных справиться с любым злом. Не случайно Великий Ра принял образ Огнедышащего Кота , чтобы сразиться с огромной змеей Апопом, вобравшей в себя все зло мира, всю силу Тьмы, и победить. Мы и сегодня можем понаблюдать кульминацию битвы, запечатленную в одной из виньеток 17-й главы «Книги Мертвых», где под густыми зарослями ярко-зеленого сикомора ослепительно рыжий кот Ра отсекает большим ножом голову змея. Великолепный символ победы Солнца над Тьмой. Кстати, защита от гадов ползучих – одна из причин особой любви и почитания кисок египтянами.

Египтяне всегда боялись ядовитых пресмыкающихся: змей, скорпионов и прочих. Поэтому магические и религиозные тексты всех периодов содержат огромное количество заклинаний от этой смертельной опасности. В некоторых текстах им посвящались целые главы (тексты Унаса, фиванская «Книга Мертвых» и др.), наполненные разнообразнейшими магическими формулами (Видимо, что-то вроде сборника «555 заклинаний от гадов потомственного фиванского целителя»). Заклинания наносились на каменные стелы с закругленным верхом – циппи – и помещались в домах. Вырезанные формулы являлись в высшей степени действенными, так как состояли из слов, с помощью которых боги победили силы зла. Тексты обязательно включали «Заклинание Великого Кота», призывавшее на помощь Кошку – дочь Ра Исиду. Перечислялись все части тела кошки, каждая из которых содержала определенного бога или богиню и обладала его мощью и силой: «…голова Ра, глаза Урея, нос и грудь Тота, живот Осириса…»и т.д.[2]. Кошка, таким образом, представляла собой вместилище всего пантеона древнеегипетских богов и с легкостью противостояла действию яда, который мог проникнуть в ее тело. Именно поэтому Ра и принял облик Кота, когда боролся со змеем Апопом – чтобы не тащить с собой целую армию богов, а иметь их силу в одном кошачьем теле. Именно поэтому египтяне и старались иметь дома это живое воплощение великих богов; защищающее, исцеляющее, приносящее удачу. Здесь и кроется причина почитания и поклонения этому священному животному, ради которого люди готовы были на любые жертвы. Египтяне часто выделяли специальный участок земли, весь доход от которого шел только на содержание кошки. Кормили же их обычно специально приготовленным хлебом, размоченным в молоке и рыбой. Диодор сицилийский был поражен обычаем сбривать брови всеми обитателями дома, где умирала кошка в знак скорби и траура по любимице. Это же подтверждает и Геродот в своей «Истории»: «Если в доме околеет кошка, то все обитатели дома сбривают себе …брови».[3] Горевали при этом не меньше, чем при утрате члена семьи. Диодор же утверждал, что египтяне были готовы расправиться с любым, кто посягал на жизнь кошки. Были случаи, когда они убивали римских солдат, случайно лишивших жизни кошку. Случались кровопролитные стычки из-за кошек и между самими египтянами. Доходило до настоящих войн между различными провинциями. А в Мемфисе – и этому сохранились свидетельства – едва не разгромили целый греческий квартал только потому, что кто-то видел, как какой-то грек утопил котят.

При многих храмах существовали целые зверинцы священных животных. У кошек тоже было свое райское (по кошачьим меркам) место обитания при храме, построенном в их честь. И нигде в истории мы не встретим больше такого почитания и преклонения перед обожествленной кошкой, как в Древнем Египте. По крайней мере, сохранилось достаточно сведений, что культ кошки был широко распространен и тесно связан с культом женской красоты.

«Я Баст, владычица жизни».

 

Была у кошек и своя богиня – Баст (Бастет), изображавшаяся в виде прекрасной женщины с кошачьей головой. Баст являет собой символ мягкого животворящего солнечного света, несущего тепло и силу жизненной энергии. Во время археологических раскопок в Египте было найдено огромное число статуэток и скульптурных изображений этой богини. Если это была фигурка сидящей небожительницы, то в руке она держала систр – древний музыкальный инструмент вроде трещетки, состоящий из рамки с подвижными металлическими стержнями, - непременный атрибут Баст (консервные банки, привязанные к кошачьему хвосту, систром не являются!). Его рукоятка обычно была выполнена в виде кошачьей фигуры, но с человеческим лицом. Руки стоящей Баст тоже не были пусты: в правой она держала скипетр или эгиду, в левой руке – систр, а на локте висела корзина. Каждый из этих символов исполнен смысла и говорит о характере богини. Систр – символ веселья, праздника, радости, счастья. Корзина - не иначе как для собранного урожая, который был бы невозможен без любви, солнечного света, тепла и энергии. Эгида или папирусовый скипетр – символ вечной молодости и счастья, которые ждут каждого в загробном царстве. Таким образом, Баст – богиня веселья, радости, добра, любви, плодородия и материнства. Но она же является и богиней войны (изначально почиталась как воительница): с одной стороны мягкость, любовь и ласка, с другой – жестокость и коварство. Ничего не поделаешь, такова кошачья (и женская) природа: сначала подластиться и помурлыкать, а потом пустить неожиданно в ход коготки.

Бастет поклонялись как защитнице урожая, хранительнице домашнего очага, семьи. Египтяне верили, что душа хозяйки дома после ее смерти переселяется в кошку, которую называли «добрым духом жилища». Баст – богиня Солнца, так же как и Сехмет. Вот только проявления солнечной энергии у них разные: мягкое тепло кошкоголовой Баст и испепеляющий жар львицы Сехмет. Одна дарует жизнь, другая ее сжигает.

 

 

ОБУЧЕНИЕ ТАРО. Индивидуальный подход. Консультации. Работа с проблемами. Гадания.

Питомник Astral  Knight

 

Hosted by uCoz